Суфийская Духовная Традиция:

the mystical tradition of islam

Суфизм - это школа внутреннего прозрения, а не обсуждений. Суфизм - преображение, а не заучивание информации, полученной из вторых рук. То, что имеет отношение к просветлению, не может быть выражено словами. И потому суфии утверждают: "То, что может быть высказано, суфизмом не является". Или, как сказал Джалал ад-дин Руми: "Что бы я ни произнес, описывая и объясняя Любовь, когда дело доходит до самой Любви, я стыжусь этих объяснений".


Таким образом, все, что говорили о суфизме выдающиеся суфии - лишь попытки выразить в словах их собственные внутренние состояния. Они могут продемонстрировать отдельные характеристики суфизма, но не могут быть его всеобъемлющим определением. Тем не менее, если бы мы все же попытались дать подобное определение, то могли бы сказать следующее: "Суфизм - это путь к Абсолютной Реальности. Побуждающей силой для движения по нему является Любовь, а средством продвижения - целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность в любой ситуации. Цель этого пути - Бог".

Иными словами, в конце суфийского Пути не остается ничего, кроме Бога.

Современный суфизм:


В наше время распространено немало заблуждений в отношении суфизма, так что будет уместно прояснить некоторые его основополагающие принципы. Люди должны знать, что сегодняшний суфизм значительно отличается от того, каким он был тысячу лет назад. Более того, суфизм и сейчас постоянно эволюционирует вслед за изменениями, происходящими в обществе.

Материальная природа


Психика, которая дана человеку от рождения, известна под названием "материальной природы". Иными словами, материальная природа представляет собой совокупность психологических особенностей, которыми человек наделяется при рождении. Она может быть описана как психологическая конституция, которую каждый человек наследует от своих родителей и предков. Необходимо отметить, что характеристики материальной природы оказывают огромное влияние на формирование души.

Как указывает 'Аттар:

Что такое материальная природа?
Тащиться от одной грязной лужи к другой,
Подобно ослу, повторяющему свой путь
вновь и вновь.

По словам Руми:

Пожалей Иисуса, а не осла;
Не давай материальной природе одолеть твой разум.
Пусть она рыдает и причитает.
Возьми у нее и отдай своей душе.
Долгие годы ты был слугой у осла,
Довольно этого, ведь слуга осла шествует позади него.

Эгоцентризм человека


Материальная природа наследуется от рождения; впоследствии она развивается в то, что обозначают термином эго. Происходит это в результате взаимодействия с окружающей средой и в процессе социальной адаптации в семье и школе. Основная тенденция эго заключена в том, что он бесцеремонно навязывает свои желания, беспокоясь только о собственной удовлетворенности. Интеллект в противоположность эго является сдерживающей силой и советником, рекомендуя эго уместные поступки, которые надлежит совершить, и советуя, от каких поступков следует воздержаться.

Каждый человек имеет эго и использует его, функционируя в обществе. Хотя некоторые люди руководствуются интеллектом, большинство подчиняется только эго. Однако на высших стадиях развития психики, от уровня сердца до уровня полного воплощения, интеллект всегда служит духу человеческого совершенства.

Следует пояснить, что термин "интеллект" в данном контексте относится к "частному интеллекту" и прежде всего к "рассудку", служащему основой как для теософов , так и для философов-материалистов. Интеллект не способен познать Реальность, поскольку он постоянно меняет свои взгляды, каждый день отрицая то, что утверждал вчера.

В этой связи Руми пишет:

У тех, кто рассуждает, – деревянные ноги;
А деревянные ноги особенно шатки.

Эго в определенном смысле подбно идолу: тот, кто смотрит на него с вожделением, предается идолопоклонству, тогда как тот, кто размышляет о нем и научается понимать его, пребывает по сути в богослужении.

По словам Руми,

Мать всех идолов — твой нафс (эго),
ибо обычный идол — лишь змея,
а этот — дракон.

На уровне эго все люди более или менее равны. Человеческая психика, однако, должна перейти с этого уровня на стадию сердца, если человек хочет двигаться к совершенству и познанию Реальности.

Сердце


Сердце — это центр, расположенный между владениями Единства духа и землей множественности эго. Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с эго, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет эго, оно затемняется от тусклости множественной природы и окрашивается в соответствующие тона.

Дух — источник добра, а эго — зла. Любовь — это армия духа, а страсти — армия эго.

Дух — это преуспеяние в Боге, тогда как эго — неудача в Боге. Сердце расположено между двумя этими владыками, и победивший из них покоряет и сердце.

Сердце — это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявленности различных уровней Сущности. Арабское название сердца, калб (вращение), указывает на его срединное положение между эго и духом. Сердце является мостом, связующим их; оно делает проявленным совершенство обоих и, черпая благодать духа, передает ее эго.

Чаша, в которой виден весь мир, —
это сердце Совершенного Человека.
Зеркало, отражающее Бога,
и есть на самом деле сердце.

Маджо'д-Дин Багдади говорит:

Глина Адама обрела пластичность
благодаря росе любви;
Потому в мире появились
сотни бедствий и раздоров.
Скальпель любви
уколол вену духа.
Выступившая капля
была наречена сердцем.

Джами пишет:

«Сердце — это реальность, заключающая в себе реальность материального мира и органы физического восприятия, с одной стороны, а с другой — реальность духовную и свойства нафса(эго)».

В суфийской терминологии сердце — это нематериальная светоносная субстанция, расположенная между духом и эго, субстанция, посредством которой возможно стать (подлинным) человеком. Философы называют эту субстанцию рациональным эго, утверждая, что оно восседает над животным эго.

Самосознание, бессознательное и сознание сердца


Человечество можно классифицировать на три категории в зависимости от соответствия материальной природе, эго и сердцу.

Первая категория — несознающие люди, живущие на психологическом уровне материальной природы и интересующиеся только едой, сном и сексом. Этот тип называют примитивным человеком или дикарем.

Вторая категория — люди самосознающие, те, кто живут на психологическом уровне эго и обладают всеми описанными выше характеристиками, к которым следует добавить также честолюбие, эгоизм, поиск социального статуса. Все эти качества имеют своим источником самолюбие и эгоцентризм. Этот тип называют цивилизованным человеком.

Третья категория — люди, обладающие сознанием сердца. Это те, кто находятся на психологическом уровне сердца, обретя свободу от эго. Они — избранники, обладатели сердца, перешедшие от интеллектуального осознания к видению реальности объектов; они видят вещи такими, каковы они в действительности.

Говоря исторически, можно поставить знак равенства между тремя категориями, упомянутыми выше, и эпохами, через которые проходит человечество. С этой точки зрения современный период можно рассматривать как период самосознания. Человечеству могут понадобиться столетия, чтобы войти в эпоху сознания сердца и построить обещанный рай на земле. Хотя последнее утверждение — это не более чем лелеемая надежда, оно заслуживает внимания, учитывая постоянную устремленность человеческой психики к совершенству.

Любовь


Каждому человеку за свою жизнь доводится в той или иной степени испытывать любовь и дружбу. Человеческую любовь, в зависимости от ее силы, качества и ограниченности можно подразделить на три основные категории.

Любовь первой разновидности — это дружба, основанная на социальных условностях, когда двое людей ведут себя в соответствии с принципом: «Я — для себя, и ты — для себя; мы любим друг друга, и у нас нет взаимных ожиданий». Эта форма любви характерна для обычных людей, чьи любовные отношения, как правило, имеют именно такую природу.

Второй тип любви имеет более крепкую основу, и такую любовь обычно испытывают те, кто живет вместе: «Я — для тебя, а ты — для меня; мы любим друг друга, и у нас есть взаимные ожидания». К этой форме любви относят как глубокое чувство, так и любовь в семейной жизни, где подразумевается взаимное желание сторон идти навстречу друг другу.

Третья разновидность любви выходит за рамки любых условностей, основанных на взаимных ожиданиях. Она зиждется на следующем принципе: «Я — для тебя, а ты — для любого, избранного тобой; я приемлю все, что ты пожелаешь, без каких бы то ни было ожиданий с моей стороны».

Преданность суфия Богу и наставнику Пути является примером именно такой любви. Она не связана какими-либо ограничениями или условиями. Суфий, способный на такую любовь, говорит Богу с приятием и смирением: «Я довольствуюсь тем, чего желаешь Ты, не ожидая ничего взамен, и люблю Тебя, не помышляя о каком-либо вознаграждении».

Любовь суфия к Богу лишена ожидания награды или страха наказания, ибо суфий не ведает желаний и ничего не требует для себя. Суфий с любовью принимает как гнев Бога, так и Его милость, Его суровость — так же, как Его благоволение.

Лишь немногим суфиям удается следовать путем такой любви и дружбы и исчезнуть в Возлюбленной. Это о них говорит Руми:

Все сущее — это Возлюбленная,
А влюбленный — это завеса.
Возлюбленная — жива,
Тогда как влюбленный — мертв.

Итак, мы видим, что высшая форма человеческой любви — это любовь суфия. Это мяч для поло, ввести который в игру достойны лишь избранные.


Кирилл Александрович Новиков

Художник говорит критику:
— Чтобы об искусстве живописца рассуждать, надо самому уметь рисовать.
— В жизни я не снес ни одного яйца, — отвечает критик, — но о качестве яичницы могу судить лучше любой несушки.

Последнее от Кирилл Александрович Новиков

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика